Как укладывать брусчатку?

Поверхность дорожек, подъездных путей и парковочных мест очень часто выкладывают бетонными блоками или, что дороже, блоками из натурального камня. Оба покрытия имеют схожие эксплуатационные свойства, и выбор определяется в основном эстетическими качествами. Также важна легкость проведения ремонта или реконструкции, если дорожное покрытие придется снести. При выборе типа используемой брусчатки следует учитывать не только ее декоративные качества, но и предполагаемые нагрузки на поверхность и возможность загрязнения.

Материалы для мощения с мелкой текстурой

Малогабаритные тротуарные материалы состоят из элементов в виде кубов или плит, прилегающих друг к другу, а их стабильность (отсутствие взаимного смещения) обеспечивается путем заполнения швов мелкозернистым песком или цементным раствором.

Наиболее популярным материалом для строительства различных дорожных покрытий являются бетонные блоки различных форм, цветов и размеров, отличающиеся долговечностью и высокой точностью размеров.

Тротуары для пешеходного движения или периодического использования автомобилями могут быть построены из 6 см кубиков. Для более тяжелых грузов используются брусчатые блоки толщиной 8 см или даже 10 см.

Брусчатку можно укладывать на любой большой площади без необходимости устройства деформационных швов. При этом, даже если такая поверхность хорошо проницаема для дождевой воды, должна быть возможность ее быстрого отвода с поверхности.

Самый простой способ достичь этого эффекта — обеспечить естественный сток, наклонив дорожное покрытие в сторону неуплотненного грунта. Иногда на почвах с плохой водопроницаемостью, например, на тяжелой глине, в слое фундамента размещают дренажную систему с отводом воды, например, в дренажную канаву.

Технология укладки

Работы по укладке разделены на несколько этапов. К ним относятся:

— выкапывание грунта, т.е. создание углубления в коренной почве,
— установка дренажа в случае недостаточного поверхностного водоотвода,
— установка и крепление бордюров
— изготовление стабилизирующего грунт основания и подстилающего слоя,
— укладка и виброуплотнение тротуара.

Выемка грунта заключается в выкапывании траншеи, соответствующей площади, на которой будет уложено покрытие, глубиной 20-50 см в зависимости от типа грунта и предполагаемой нагрузки на покрытие.

На песчаной почве и для тротуарной плитки достаточно глубины 15-20 см. На обводненных глинистых почвах, где предполагается доступ грузового транспорта (например, при опорожнении септика или заполнении резервуара для мазута), траншея должна быть глубиной не менее 50 см.

На небольших участках желоб можно выкопать лопатой, но на больших площадях лучше использовать бульдозер. Это облегчит погрузку выбранной почвы на грузовик, так как почва должна быть вывезена или распределена на участке (если это возможно).

Дно котлована должно соответствовать плоскости будущего дорожного покрытия, поэтому его следует формировать с предполагаемым уклоном в указанном направлении.

Дренажная система может потребоваться, если укладка производится на очень большой площади, что делает невозможным создание уклона в нужном направлении или уклон тротуара будет в нежелательном направлении.

Независимо от того, куда отводится вода, ее сток с дорожного покрытия направляется через линейные дренажные элементы. Это бетонные желоба, вставленные в дорожное покрытие и соединенные с дренажной трубой, Поэтому на данном этапе работ необходимо подвести трубы к местам установки линейного дренажа.

Для этого можно использовать наружные дренажные трубы или более дешевые дренажные трубы без перфорации. Возможность отвода воды из сборных лотков зависит в первую очередь от условий залегания грунтовых вод — уровня грунтовых вод и проницаемости почвы.

Отвод может осуществляться во внешнюю дождевую канализацию или в дренажный поглощающий колодец. В случае, если гараж расположен ниже уровня земли, может потребоваться установка резервуара с самоактивирующимся насосом, откачивающим воду на более высокий уровень и рассеивающим ее по поверхности участка.

Бордюры — препятствуют растеканию дорожного покрытия, что приводит к деформации и расширению швов, размыву основания и нанесению грунта водой, текущей по немощеной поверхности участка.

На дорожках будет достаточно тротуарных бордюров, но на подъездных путях лучше установить более прочные дорожные бордюры.

В случае линейных поверхностей (тротуары, подъездные пути) стоит позаботиться о том, чтобы ширина бордюра была кратна размеру брусчатки, чтобы избежать неудобного подрезания блоков у бордюров.

Бордюры также должны обозначать плоскость поверхности. Для разметки линии бордюрного камня и определения его высоты можно использовать лазерный уровень и нитку.

Лазерный луч позволит определить уровень, а струна, натянутая между шпильками, определит расчетную линию бордюров. При линейной укладке требуемый уклон формируется поперек оси дороги с небольшим уклоном в одну или обе стороны.

В зависимости от особенностей укладки, бордюры могут выступать над уровнем брусчатки или находиться на одной высоте. Однако все дорожное покрытие должно быть немного приподнято над уровнем окружающей почвы, чтобы предотвратить загрязнение поверхности при сильном потоке воды по поверхности почвы.

Бордюры устанавливаются на слой плотного бетона и после его установки засыпаются снаружи грунтом, а внутри — подстилающим слоем. Иногда роль бордюров выполняют брусчатые блоки большей толщины, уложенные на слой бетона.

Подконструкция из гравия, сплошного щебня или фракционированного бетонного щебня выполняет роль стабилизирующего слоя.

В случае укладки тяжелых дорожных покрытий на орошаемых глинистых почвах рекомендуется укладывать геотекстильное полотно перед основанием для предотвращения смешивания гравия или балласта с материнской почвой.

Благодаря пористой структуре геотекстиля, он свободно пропускает воду, но мелкие частицы почвы задерживаются на нем. Основание необходимо уплотнить с помощью вибратора или так называемого «джампера».

Основание позволяет равномерно укладывать брусчатку и одновременно дополнительно стабилизировать грунт. Для его создания используется песок, смешанный в сухом виде с цементом. После насыпания слоя песка толщиной около 10 см рассыпают цемент — 1 мешок на примерно 5 м2 поверхности, а затем перемешивают лопатой или культиватором.

Иногда основание делают только из песка, но существует опасность его вымывания при сильных дождях и уклоне почвы.

Выравнивание и нивелирование основания производится с помощью доски с боковыми вырезами, направляемой по верху бордюров. Высота вырезов должна соответствовать толщине брусчатки с учетом опускания основания после уплотнения примерно на 1 — 2 см.

На больших площадях для выравнивания основания используется туго натянутая струна, под которую подводится выравнивающая плита. Следующий шаг — уплотнение основания с помощью поверхностного вибратора.

Если в дорожном покрытии будет установлен линейный дренаж, желоба устанавливаются в подстилающий слой на необходимую глубину и соединяются с дренажными трубами.

Укладка блоков

Отдельные элементы мощения укладываются плотно, стоя на уже уложенном покрытии. Если дорожное покрытие однородное, брусчатку можно укладывать в любом направлении, используя половинки (если они предлагаются производителем) по краям тротуара.

Укладка брусчатки по определенному рисунку будет сложнее, так как требует сохранения порядка укладки отдельных элементов.

Также необходимо будет отметить характерные точки, например, центр окружности с помощью столбиков. Если необходимо обрезать краевые части, для этого используется специальный пресс или угловая шлифовальная машина с алмазным диском для бетона.

Вдоль края, который не будет подвергаться нагрузкам, вместо бордюров можно использовать подпорный бордюр, т.е. край подстилается в месте соприкосновения с землей. После того, как весь тротуар покрыт брусчаткой, используется поверхностный вибратор с защитной резиновой накладкой для впечатывания элементов в грунт и, при необходимости, исправления мелких неровностей.

В завершение на поверхность насыпается мелкий песок, который, проникая в трещины, заклинивает кубики между собой. После уборки лишнего песка поверхность готова к использованию.

Поверхность также можно обработать пропитывающим средством на открытых участках, чтобы уменьшить водопоглощение, облегчить уход за поверхностью и оживить ее цвет.