Брусчатка – это очень популярный материал для покрытия дорог. Но на самом деле, брусчаткой покрывали дороги еще во времена Римской империи и, что удивительно, остатки их можно до сих пор видеть в Европе. Это говорит о необыкновенной прочности такого покрытия.
Брусчатка – это достаточно толстые куски камня, имеющие форму параллелепипеда. Камень должен иметь необходимый и достаточный размер, чтобы обеспечить прочность дорожного покрытия на высоком уровне. Брусчатку кладут на песчаную подушку, плотно прижимая камни друг к другу. Выделяют два вида:
• Грубо обработанный камень, чья форма напоминает параллелепипед только приблизительно – это колотая брусчатка. Не отличается удобством для автомобильного транспорта, ездить по ней некомфортно, при долгой езде машина может получить неисправность.
• Если камень аккуратно обработан, а покрытие имеет ровную поверхность, это пиленая брусчатка. Такое покрытие ничем не хуже асфальтового, ехать по нему на автомобиле – одно удовольствие. В некоторых случаях такую брусчатку даже полируют с внешней стороны.
Брусчатка, сделанная из гранита, идеальный строительный материал, который сосредоточил в себе множество преимуществ. Для автомобильных дорог, обустройства приусадебных и дачных участков это идеальное покрытие.
Помимо брусчатки, изготавливаемой из гранита, существуют и другие виды этого строительного материала. Технология их изготовления – вибролитье бетона с использованием определенных примесей, которые, например, позволяют окрашивать брусчатку в разные цвета.
Важной характеристикой брусчатки является ее морозостойкость. Этот показатель говорит о том, сколько раз материл может быть заморожен и разморожен без потери прочностных характеристик. Практика показывает, что в России в среднем за зимний период брусчатка проходит до десяти температурных циклов в пределах от минус 20 градусов до плюс 20. В таких условиях она может прослужить до 50 лет, причем, не требуя какого-то серьезного ремонта.
Не менее важная функция для брусчатки – водопоглощение. Оно составляет для этого материала около 2%. Это очень ответственный показатель, поскольку влага, попавшая внутрь камня, при замерзании начинает его разрушать, ведь вода при превращении в лед увеличивается в объеме. Со временем образуются трещины, которые с каждым разом увеличиваются. Ясно, что чем меньше водопоглощение, тем лучше.
При определении прочности брусчатки выделяют три направления – сжатие, изгиб и стираемость:
• Прочность на сжатие – это способность камня «держать» нагрузку, которая направлена на него вертикально. Стандартный камень для мощения дороги способен выдержать не менее 400 кг/см2.
• Прочность на изгиб важна при определении, какой груз выдержит неровно лежащий камень. Здесь усредненный показатель равен 60 кг/см2.
• Стираемость определяет срок службы дорожного покрытия. Для стандартного камня она равна около половины грамма на квадратный сантиметр.
Брусчатка может обладать различными размерами и, соответственно, разными весом. Как правило, один квадратный метр весит немногим более 100 кг.
Материалы, из которых делают брусчатку, песчаник и гранит. Гранит – красивый и очень прочный камень. Глядя на дорогу, вымощенную гранитным камнем, вспоминаются книги и фильмы про рыцарей и трубадуров. Песчаник дешевле гранита в разы. Его плюсы в более легкой обработке и возможности создать любую форму изделию.