Поверхности дорожек, проездов и парковочных мест очень часто выполняются из бетонных кубов, широко известных как полбобы, или из более дорогих кубов из натурального камня. Оба поверхностных материала имеют схожие функциональные свойства, и выбор в основном определяется эстетическими ценностями. Немаловажна и легкость проведения любого ремонта или реконструкции, когда возникает необходимость в демонтаже поверхности. Тип используемой брусчатки должен учитывать не только ее декоративную ценность, но и предполагаемую нагрузку на брусчатку и возможность загрязнения.
Мелкозернистые материалы для дорожных покрытий
Тротуары из мелкоразмерных материалов выполняют из элементов в виде примыкающих друг к другу кубов или плит, а их устойчивость (отсутствие взаимного перемещения) обеспечивают заделкой швов мелкозернистым песком или цементным раствором.
Наиболее популярным материалом для возведения различных поверхностей является бетонный куб различной формы, цвета и размеров, отличающийся прочностью и высокой точностью размеров.
Поверхности, загруженные пешеходами или иногда используемые легковыми автомобилями, могут быть построены из кубов толщиной 6 см. Для более высоких нагрузок используются кубы толщиной 8 см или даже 10 см.
Брусчатка в городском пространстве.
Брусчатку можно укладывать на любую большую поверхность без необходимости расширения. Однако, несмотря на то, что такая поверхность хорошо проницаема для дождевой воды, должна быть обеспечена возможность ее быстрого отвода с поверхности.
Самый простой способ добиться этого эффекта — обеспечить естественный поток благодаря наклону поверхности в сторону грунтового грунта. Иногда на грунтах с незначительной водопроницаемостью, например, тяжелых глинах, в слое фундамента укладывают дренажную систему с дренажем, например, в дренажную канаву.
Технология дорожного покрытия
Работа по укладке куба делится на несколько этапов. Это:
— корытование, т.е. проделывание углубления в родной почве,
— установка дренажа при недостаточном поверхностном дренаже,
Бордюры укладываются по контуру дорожного покрытия после выполнения канавки на необходимую глубину.
— установка и крепление бордюров,
— выполнение основания, стабилизирующего грунт и базовый слой,
— расположение и вибрация поверхности.
Входная зона и внутренний двор выложены булыжником разных цветов.
Корытование заключается в выполнении траншеи, соответствующей поверхности укладываемых кубов, глубиной 20-50 см в зависимости от типа грунта и предполагаемой нагрузки на поверхность.
Корытование, предшествующее укладке брусчатки.
На песчаном грунте и под тротуарами достаточно глубины 1520 см. На влажных глинистых грунтах, где предусмотрен въезд грузовых автомобилей (например, при опорожнении септика или заливке мазута), траншея должна быть не менее 50 см.
На небольших участках корыто можно копать лопатой, а на больших участках лучше использовать бульдозерный погрузчик. Это облегчит загрузку выбранного грунта в грузовик – грунт необходимо вывезти или посадить на участок (если это возможно).
Дно котлована должно соответствовать плоскости будущего дорожного покрытия, поэтому ему следует придать форму с предполагаемым уклоном в определенном направлении.
Установка дренажа может понадобиться, если брусчатка уложена на очень большой площади, что препятствует уклону в нужном направлении, или если тротуар имеет неправильный уклон.
Дренаж мощеной поверхности.
Независимо от места отвода воды ее сток с поверхности происходит через элементы линейного дренажа. Это бетонные лотки, вставленные в дорожное покрытие и присоединенные к водосточной трубе, поэтому на данном этапе работ необходимо подвести трубы к местам установки линейного дренажа.
Для этого можно использовать трубы для наружной канализации или более дешевые дренажные трубы без перфорации. Возможность отвода воды из сборных лотков зависит прежде всего от водно-грунтовых условий — уровня грунтовых вод и водопроницаемости грунта.
Его можно отводить в наружную систему дождевой канализации или в дренажно-абсорбционный колодец. В случае гаража, расположенного ниже уровня земли, может возникнуть необходимость в установке бака с автоматическим насосом, нагнетающим воду на более высокий уровень и сливающим по участку.
Бордюры — препятствуют растеканию дорожной одежды, что приводит к ее деформации и расширению швов, вымыванию основания, а также нанесению грунта водой, стекающей по грунтовой поверхности участка.
На дорожках будет достаточно тротуарного бордюра, а на проездах лучше установить более массивные дорожные бордюры.
В случае с линейными поверхностями (тротуары, подъездные пути) стоит обратить внимание на то, чтобы ширина бордюра соответствовала кратному размеру кубов – тогда вы избежите хлопотной обрезки у бордюров.
Бордюры также должны обозначать поверхность тротуара. С помощью лазерного уровня и веревки можно разметить линию бордюра и определить его высоту.
Лазерный луч позволит отметить уровень, а натянутая между колышками струна — линию бордюра. В линейных покрытиях требуемый уклон поперечен оси дороги с небольшим уклоном в одну или две стороны.
В зависимости от способа застройки окружения тротуара бордюры могут выступать над уровнем брусчатки или находиться на той же высоте. Однако вся поверхность должна быть немного приподнята над уровнем окружающего грунта, что предотвратит загрязнение почвы при интенсивном стоке воды на поверхность почвы.
Бордюры устанавливают на слой плотного бетона, а после его схватывания снаружи засыпают землей, а изнутри – материалом основания. Иногда роль бордюров может выполнять брусчатка большей толщины, заделанная в слой бетона.
Фундамент выполняется из песчано-гравийного, дорожного щебня со сплошным зерном или фракционированного бетонного щебня, выполняющего роль стабилизирующего слоя.
В случае укладки дорожной одежды, предназначенной для больших нагрузок на орошаемых глинистых грунтах, перед укладкой основания целесообразно расстелить геотекстиль, чтобы исключить смешивание гравия или щебня с родным грунтом.
Благодаря пористой структуре геотекстиль может легко пропускать воду, но на нем задерживаются мелкие частицы грунта. Фундамент требует уплотнения с применением вибратора или т.н. джемпер.
Базовый слой обеспечивает равномерную укладку брусчатки и одновременно дополнительную стабилизацию основания, для его создания используется песок, смешанный всухую с цементом. Насыпав слой песка толщиной около 10 см, рассыпают цемент – 1 мешок примерно на 5 м2 поверхности, а затем перемешивают лопатой или фрезой.
Иногда основание делается из самого песка, но есть риск его вымывания из-за обильных осадков и уклона основания.
Выравнивание базового слоя выполняется с помощью доски с боковыми пропилами, выведенными поверх бордюров. Высота выреза должна соответствовать толщине куба с учетом опускания подложки после ее уплотнения примерно на 1 — 2 см.
На больших поверхностях для выравнивания подложки используется туго натянутая веревка, под которую перемещается выравнивающая доска. Следующим шагом будет уплотнение основания поверхностным вибратором.
При укладке линейного дренажа в дорожном покрытии лотки укладываются в слой основания на необходимую глубину и соединяются с дренажными трубами.
Складывание кубиков
Отдельные элементы дорожного покрытия укладываются плотно, стоя на уже уложенном дорожном покрытии. При однородной поверхности брусчатку можно укладывать в любом направлении, используя половинки (если их предлагает производитель) по краям брусчатки.
Укладка брусчатки.
Расставить кубики по определенному шаблону будет сложнее, так как для этого требуется порядок размещения отдельных элементов.
Также необходимо будет отметить характерные точки, например, центр круга с полюсами. Если необходимо подрезать крайние элементы, для этого используется специальный пресс или УШМ с алмазным диском по бетону.
Вдоль берега, который не будет подвергаться никаким нагрузкам, вместо бордюров можно использовать теплосопротивление. Когда вся поверхность покрыта кубиками, элементы прибивают к земле поверхностным вибратором с резиновым защитным колпачком и при необходимости корректируют небольшие неровности.
Последний этап – рассыпание по поверхности мелкого песка, который, проникая в щели, вклинивается между ними. После сметания лишнего песка поверхность готова к использованию.
Вы также можете защитить его пропиткой в открытых местах, которая уменьшает водопоглощение, облегчает поддержание чистоты поверхности и оживляет цвет.